Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the wp-latest-posts domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/vhosts/arka-azhary.kz/httpdocs/wp-includes/functions.php on line 6114
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ - АРҚА АЖАРЫ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРЕНДОВ

В отчете «Мир в 2050 году. Долгосрочный прогноз: как изменится мировой экономический порядок к 2050 году?» компании PWC представлены прогнозы долгосрочных трендов экономического роста на горизонте до 2050 года, в анализ вошли 32 крупнейшие экономики мира, на которые приходится около 85% мирового ВВП.
Главными драйверами роста мирового ВВП по-прежнему останутся страны, не входящие в ОЭСР, но в ближайшие десятилетия разница в темпах роста будет существенно сокращаться. Параллельно, в ближайшие 50 лет произойдут серьезные изменения в структуре мировой экономики.
В случае отсутствия сильных шоков или серьёзных изменений национальных политик продолжат усиливаться диспропорции, которые могут подорвать глобальный экономический рост.

С этих позиций, проведение 17-19 мая 2018 года Астанинского Экономического Форума открывает новые экспертные возможности для гармонизации экономической политики Казахстана с новыми глобальными трендами.
В преддверии Форума особый интерес экспертного сообщества вызывает один из основных треков дискуссионной площадки Форума — «МИР ЕДИНОЙ ЭКОНОМИКИ», которым открывается первый день АЭФ.
Специальный круглый стол посвящен фундаментальной для развития Казахстана теме «Налоговая и бюджетная политика в условиях глобальных экономических вызовов». Анонс этого мероприятия отражает высокую степень актуальности и своевременность поднимаемых в рамках круглого стола вопросов.
Замедление экономического роста стран мира в предыдущие годы и снижение цен на энергоносители увеличивают конкуренцию за рынки и стимулируют защитные меры. Перерастет ли это в более серьезную спираль протекционизма, либо в какой-то момент остановится — вопрос. Сложившаяся на сегодня тенденция говорит о том, что правительства стран должны быть готовы к глобальным изменениям.
Как сегодня соотносится макроэкономическая политика Казахстана с новыми глобальными вызовами? Именно с этих позиций можно рассмотреть результаты контрциклической антикризисной политики Казахстана последних лет.

Завершение глобального сырьевого суперцикла изменило параметры мирового энергетического рынка и негативно повлияло на динамику стран с нефтяной экономикой. Казахстан не был исключением.
После девальвационного шока 2015 года потребовалась адаптация всех макроэкономических агентов к новым ценовым и спросовым параметрам рынка. Домохозяйства и бизнес снизили свои расходы на потребление и инвестиции, и перешли к смене своих стратегий развития.
С целью поддержания экономического роста, государством была реализована активная контрциклическая политика стимулирования совокупного внутреннего спроса с использованием финансовых средств, накопленных в Национальном Фонде.
2017 год показал эффективность применяемой экономической политики. Валовый внутренний продукт Казахстана в 2017 году вырос на 4,0%, опережая динамику мировой экономики и стран торговых партнеров.
Стабильная динамика экономического развития продолжается в 2018 году. Рост ВВП в первом квартале 2018 года составил 4,1% к соответствующему периоду 2017 года (3,6%). Поддержку росту экономики оказали: повышение инвестиционного спроса, восстановление внутреннего потребления. Обрабатывающая промышленность в январе-марте 2018 выросла на 6,2%.
Инфляция с начала года составила 1,8%, что ниже, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Национальный банк РК постепенно снизил базовую ставку с 17% в феврале 2016 года до 9,25% в апреле 2018 года. Это благоприятно повлияло на инвестиционные процессы. Инвестиции в основной капитал выросли на 39,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
Валовые международные резервы и активы Национального фонда Казахстана составили на конец марта 2018 года 90,4 млрд. долларов США.
Как мы видим, итоги первого квартала 2018 года свидетельствуют, что экономика Казахстана уверенно вышла на траекторию устойчивого роста.

Какими мы видим ближайшие перспективы? В 2018 году динамика мировой экономики показывает растущий тренд. Согласно прогнозу МВФ в 2018 и 2019 гг. мировая экономика вырастет на 3,9%. Устойчивый рост внешнего спроса поддержит экономический рост Казахстана. Улучшается ситуация на глобальном энергетическом рынке. В целом, указанные внешние факторы будут оказывать поддержку экономическому росту страны.
Но, появляются новые глобальные вызовы, которые создают риски для развития экономики Казахстана и требуют проведения адекватной экономической политики. Мир быстро меняется и растет. Как не потерять и нарастить свои позиции и свой потенциал в этих условиях? Что делает Казахстан?
На мой взгляд, в Казахстане впервые посмотрели на эту проблему системно, и четко взаимоувязали две стратегические задачи: обеспечить рост экспорта на внешние рынки и поддержать его ростом инвестиций.
Почему это так важно? Надо принять как данность, что Казахстан в терминах «экономикс» — это малая и открытая экономика с ограниченным внутренним рынком.
Поэтому, чтобы нам расти, надо производить больше товаров и услуг и экспортировать их на внешние рынки. Вопрос в том, что и как мы хотим экспортировать?
Доля экспорта товаров и услуг в ВВП Казахстана, даже несмотря на падение экспорта в период 2014-2016гг., составляла более 30%. Это достаточно высокий уровень, он выше аналогичных показателей большинства крупных развитых и развивающихся экономик.
С одной стороны — это хорошо, т.к. указывает на высокую степень открытости казахстанской экономики, ее встроенности в глобальный мир. С другой стороны, это свидетельствует о значительной чувствительности казахстанской экономики к рискам, связанным с нефтяной структурой экспорта.
Недостаточно диверсифицированная экспортная корзина создает условия для значительных ценовых шоков, которые негативно отражаются на экономике страны. Мы прошли через это и в 2008-2009 гг., и в 2014-2016 гг.
Именно для преодоления этих рисков Президентом Казахстана Назарбаевым Н. А. поставлена задача, увеличить несырьевой казахстанский экспорт к 2025 году в 2 раза по сравнению с 2015 годом.
С этой целью с 2018 года реализуется Национальная экспортная стратегия, в рамках которой выработаны меры:
• по поддержке и устранению барьеров для экспортеров,
• определена перспективная «экспортная корзина»,
• реализуются меры по расширению перспективных рынков сбыта для продукции,
• ведется работа по формированию «единого окна» для экспортеров.

В целях дальнейшего облегчения выхода экспортеров на внешние рынки, с 2018 года в стране начал действовать новый Таможенный Кодекс, который:
• уменьшит коррупционные риски,
• сократит время таможенного оформления с 24 часов до 4 часов,
• сократит срок оформления декларации с 75 минут до 1 минуты (по «зеленому» коридору),
• сократит срок завершения транзита с 24 часов до 4 часов, срок досмотра при транзите с 10 дней до 5 дней.

Это облегчит ведение внешнеэкономической деятельности, повысит транзитный и экспортный потенциал, окажет поддержку отечественным товаропроизводителям.
Самое главное, открытие потенциала внешних рынков, создает более привлекательные условия для притока внутренних и внешних инвестиций в отрасли несырьевого экспорта.
Если есть гарантированные рынки сбыта, почему бы не вкладывать инвестиции в эти производства в Казахстане?
Именно в поддержку этого процесса с 2018 года реализуется программа по привлечению инвестиций «Национальная инвестиционная стратегия» на 2018-2022 годы, которая направлена на максимальное привлечение частных инвестиций и увеличение роли банковского сектора в финансировании экономики.
Одновременно, идет процесс по кардинальному улучшению бизнес среды:
• сокращены виды отчетности и зафиксирован их закрытый список,
• снижены фронтальные издержки на открытие и ведение бизнеса,
• пересмотрена система государственного контроля и надзора.

Изменения позволят войти в топ-30 стран по легкости ведения бизнеса, вывести из-под государственного контроля 20 из 114 сфер предпринимательской деятельности, отменить 108 из 544 контрольных и надзорных функций госорганов, сократить формы отчетности на 30%.
Не сомневаюсь, что реализация этих ключевых направлений экономической политики позволит обеспечить рост казахстанской экономики на уровне 3,8 – 4,2% в 2018- 2022гг.

Алпысбаева С.Н.,
Доктор экономических наук, профессор,
Директор Центра макроэкономических исследований и прогнозирования
АО Институт экономических исследований, Астана

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Өзге де жаңалықтар